А не обратить ли нам взор на русскую избу?

А не обратить ли нам взор на русскую избу?

Не первый раз просматриваю о всяко-различных заморских архитектурных стилях. Модерн, натюрель, крафтсмэн, минимализм… Кто шале рекомендует, кто на скандинавскую стилистику рекомендует взгляд обратить, кому без прованса у нас по большому счету не жизнь. В обязательном порядке все избы нужно переделать под Шотландию либо Норвегию как минимум. И стало мне за державу жалко. Неужто предки таки ничего стоящего не придумали, дабы мы собственные дачи по чужим стандартам строили?

Никак не претендую на научность архитектурных изысканий. Как сказала моя бабушка: «Я уже забыла больше, чем ты знаешь». Вот и я попытаюсь поведать о том, что не забываю.   Давайте взглянуть на несложный пример — северную избу. В таких жили предки и сто, и двести, и триста лет назад.

В ней, поколение за поколением, оттачивали рациональность, практичность, здравомыслие. Постройки максимально приспособлены к жёсткому климату. удобство и Простота — главные преимущества планировки. Все помещения собраны под одной крышей. Это монументальное строение, разрешающее зимой не покидать его пределы, занимаясь домашними хлопотами.

Раздельно стоящими сооружениями были лишь бани и амбары. Баня вследствие того что считалась пожароопасным местом и, к тому же нечистым. Тут положено было встречать жизнь первым купанием и завершать ее последним омыванием. Тут снимали крест, дабы погадать на Рождество. Амбар — для запаса провизии на всю семью. Он обязан сохраниться, даже в том случае, если дом пострадает от пожара. Вход в амбар постоянно просматривался из окон дома.

И это было единственное строение, которое закрывали на замок. Дом-брус — вытянутое долгое прямоугольное строение, складывался из жилой и хозяйственной части под неспециализированной двускатной крышей. Жилая часть, выходящая на фасад, занимала меньшую площадь (около трети всего строения). Довольно часто избу рубили в два этажа.

Жилая часть была поделена на «летнюю» горницу и зимник. Зимний период, в то время, когда требовалось максимально сберегать тепло, семья жила в зимней части избы. В том месте и потолки пониже, и окна мельче. Такое помещение прогревается стремительнее. В теплое время года, в то время, когда нежное солнышко разрешало не топить печи, изба становилась просторнее за счет летних помещений с большими окнами и высокими потолками. Под крышей, в треугольнике фронтона — окно девичьей светелки.

Основное правило внутреннего пространства — у каждого жителя собственная территория, у каждой вещи — собственный место. Рядом с печью, утварью, посудой — бабий кут. Тут владения хозяйки дома. Вся кухонная утварь. Ко мне мужику заходить негоже. У двери, ближе к выходу, мужская лавка. У окна комфортно примостилась прялка. Колыбель для младенца подвешена к потолку и устроена так, что качать ее возможно, не поднимаясь с кровати.

 С противоположной от «бабьей» стороны — мужская добрая половина. Тут хозяин плетет из бересты, делает туеса. Готовит товар к ярмарке. В углу у печи умывальник. У теплого печного бока вода в нем не студеная. Сени дробят помещение на жилую и хозяйственную часть.

С улицы в сени ведут пара ступеней. И тут все основательно, надежно, на столетия. В сенях хранили инвентарь, воду; молодежь устраивала посиделки на лавках на протяжении стенку. Тут же дверь в подклет. В том месте запасы продуктов: квашеная капуста, грибы-ягоды. Сени — тамбур, сохраняющий тепло в жилой части.  Хозяйственный двор двухуровневый, с взвозом.

По нему лошадь, запряженная в телегу либо сани, имела возможность завезти груз сходу на второй этаж. Взвоз был сооружением надежным. Была возможность сделать фотографию на протяжении ремонта. По большому счету, все в крестьянском доме делалось на совесть, на столетия.

Хоть и не баран, но продолжительно стояла, уставившись на новые ворота. До чего же хороши! В хозяйственной части на первом этаже: конюшня, скотный двор, птичник. Повышенная влажность помещения (навоз, испарения) — все это уменьшает срок работы древесных конструкций. Хочется обратить внимание на то, как была решена эта неприятность. Меня восхищают подобные разумные архитектурные ответы.

Сруб возможно было заменить, не разбирая главное строение. Легко разобрать сгнившие бревна и заменить их на новые. Вот еще один пример аналогичной конструкции: главное помещение удерживают крепкие колонны, а нижнюю часть возможно собирать и разбирать, как конструктор «лего».

И еще ракурс: На втором этаже хоздвора, на повети — запас сена, место хранения летнего инвентаря, лодок, телег, мастерская хозяина дома. Тут недолгие зимние дни мужчины коротали за шитьем лодок, вязкой сетей, починкой телег, подготовкой инвентаря к летнему сезону. Тут обустраивали жернова и мололи зерно. Целесообразность форм, многовековая традиция строительных приемов, единение с природой: все это — русская северная изба.

рациональность и Простота стиля скрашивалась бессчётными архитектурными подробностями, каковые, кроме исполнения сугубо практических задач, в один момент являлись нарядным убранством дома. Все украшалось резьбой: торцы слег закрывали и защищали от непогоды резные причелины, укрепленные по краю ската. Кровлю по коньку завершал охлупень, финиш которого, выступающий над щипцом, имел возможность изображать птицу либо коня. «Конь на крыше — в избе тише».

На стыке двух причелин крепилось «полотенце» (ветренница) — оно закрывало стык досок от дождя и служило еще одним украшением дома. База крыши — слеги. Они врубались с выступом и образовывали свес кровли.

По ним крепились курицы — стволы елей с частью корня, что являлся естественным креплением для водосточного желоба. А также эти сугубо практичные подробности были украшены резьбой. Естественной гидроизоляцией служила березовая кора — береста. Она защищала древесину от контакта с водой, скоро просыхала, не гнила. Пологие скаты кровли удерживали снег, служащий зимний период естественным утеплителем, громадные выносы защищали стенки от непогоды, отбрасывая осадки на большом растоянии от их основания.

Вся форма строения не вступала в конфликт с окружающей средой, замечательно вписывалась в ландшафт. Хорошие силы оберегали дома от дурного глаза и злых сил. Обереги были в резьбе, росписи, тканых узорах, вязаных орнаментах. Казалось бы, как возможно украсить сруб?

Но и тут пребывало место фантазии и творчеству. Кузница. Место пожароопасное, исходя из этого на краю деревни.

Перед домом привязь. Станок, на котором подковывали лошадей. В кузнице земляной пол. Печь топили каменным углем, дабы достигнуть нужной температуры для обработки металла. Русский «крафтсмэн» — дом гончара.

 Гончарный круг закреплен на скамейке, на особой оси. Изделия для игрушки — и детей свистульки. Для взрослых — разная посуда. Хотелось бы еще поведать о многом. О северном лесе — надежном и долговечном стройматериале. О «бюджетных» заборах. О детских забавах. Качелях, сделанных без единого гвоздя.

Обустройстве спуска с бугра. И о многом-многом втором, неоправданно забытом, робко существующем в редких музейных экспозициях. Ясно, что на данный момент не отыскать 470 кубов леса, дабы выстроить дом. Но и запросы у нас скромнее, потому как семьи меньше. И современных средств, облегчающих жизнь, не счесть.

Но давайте помнить, что имеется русский стиль — отечественный, родной! Статья размещена в разделах: архитектура, строительство, стили, стиль, русский стиль, срубы, декор, избы, статьи

Изба

Русская изба


Занимательные заметки:

Подобранные по важим запросам, релевантные статьи: