Один из превосходных пейзажных парков модерновом стиле сохранился в Барселоне (1900 – 1914 гг.). Это самое весёлое творение Антонио Гауди, в котором нашли собственный отражение приемы арт-нуво, британские традиции прогулочного парка, стилистические вкусы хозяина, строения и малые архитектурные формы с неподражаемым почерком Гауди, цветная мозаика живописца-керамиста Жозепа Мария Хухоля, вобравшая в себя черты мавританского стиля.
Парк показался по окончании того, как в 1900 г. граф Гуэль передал в дар городу Барселоне 15 га почвы, поставив одно условие: ведение застройки вменялось в обязанность Гауди, бывшего в праве функционировать всецело по собственному усмотрению. И Гауди — основатель «фантастического модерна» воплотил тут собственные фантазии полностью, избегая углов и прямых линий, подсматривая формы и силуэты в окружающей природе.
Сейчас необыкновенный, грандиозно-сказочный, причудливый парк парадиз с неповторимыми пальмовыми рощами, появлявшись выше уровня смога Барселоны, есть одним из самых чистых мест южной столицы Испании. Планировка парка напоминает сжатую пружину – от подножия к вершине серпантином поднимаются крутые лестницы и извилистые тропинки.
Лимитирующимифакторами при создании парка были: отсутствие воды, крутой рельеф и каменистая почва, что и обусловил живописность линии обходящей парк стенки. Граница парка, складывающаяся из вечно долгих винтажных стен, мягко вторит перепадам рельефа местности, подчеркивая красоту ландшафтной планировки парка.
Не обращая внимания на то, что Гауди свел к минимуму перемещение и срез грунта в парка, ему было нужно «оперировать» не только каменными глыбами, но и целыми буграми; синтезировать из, казалось бы, полностью взаимоисключающих начал. Так, броский по цвету контраст фрагментов архитектуры со строгой гаммой пейзажа обернулись в шикарную картину.
Гауди фактически отказался от перепланировки, предпочитая применять разновысотность территории в создании виадуков*. *Виадук – сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем. Опоры, поддерживающие главный виадук, похожи на развалины египетского храма. Такое чувство создается в композиции за счет повторения в конструкции подпорной стенки линий живых пальмовых листьев.
Строения и малые архитектурные формы парка Гуэль – самый хороший пример во всемирной архитектуре того, сколько существует всевозможных комбинаций сочетания мертвых каменных архитектурных построек с зеленью живых растений. Бессчётные колонны, то и дело видящиеся на пути в парке напоминают застывший во времени окаменевший доисторический лес Отдельные участки парка были выделено выделенными в цвете. Прежде всего, это все семь ворот, включая центральный вход.
Стенки тут на две трети высоты сложена из камня охристого оттенка, а двускатный навес вверху декорирован белыми и коричневыми керамическими плитками. Благодаря такому декору стенки делается нарядной, а летом практически сверкающей под лучами солнца. Основной вход в парк создаёт сильное эстетическое чувство.
Он оформлен двумя павильонами, каковые смогут показаться сначала избушками из сказочного леса: их крыши и диковинные стены не отвечают простым представлениям о доме. Один из павильонов увенчан поганкой – кровлей в виде шляпы гриба, второй украшает башня с большими изразцовыми плитками, расположенными в шахматном порядке с крестом. Вертикаль башни высотой 30 м есть не только украшением постройки, она делает кроме этого функцию вентиляционной башни.
Оформление центрального входа в парк основано все на том же универсальном принципе модерна: применять потрясающий, практически волшебный для сознания и глаза человека зрительный эффект как прием, усиливающий единства и чувство гармонии в воображаемой картине. Неподалеку от центрального входа берет начало внушительная лестница, напоминающая лестницы громадных дворцов прошлого и складывающаяся из четырех пролетов.
Два ее нижних широких пролета, поделённые в центре зеленой клумбой, ведут к центральной части с фонтанчиками, гербом Каталонии, огромной мозаичной ящерицей, двумя гротами. С обеих сторон лестницы подпорные стенки с мозаичным панно, украшенные зубцами. За рептилиями нежданно предстает многоколонный дорический зал либо гипостильный зал без стенку именуемый Залом ста колонн (хоть их лишь 86), напоминающий храм, врезанный в склон бугра.
Быть может, что это неожиданное сооружение было включено в неспециализированную композицию, благодаря пристрастиям графа Гуэля к классике. В симметричном строе опор в Колонном зале были предусмотрены свободные пространственные территории, снижающие чувство перегруженности «интерьера». А Жозепа Мария Хухоль оформил их сверху красивыми декоративными медальонами в глубокой светло синий гамме.
Все оформление в парке Гуэль строго подчинено связи художественного и практического начал. Так, колонны в дорическом зале – не просто опоры для перекрытия, да и само перекрытие – не просто крыша, но и основание для чего-то другого. Функция потолка тут вторична, т.к. потолок – это центральная территория всего ансамбля парка.
Колонны были полыми и функционировали как водостоки на протяжении дождя. В 1912 г. к парковым сооружениям Гауди добавил извилистуюскамью парапет, складывающуюся из нескончаемой вереницы скамеек, венчающую гипостильный зал и очерчивающую верхнюю террасу, предусмотренную как площадку для греческого театра. Скамейка неизбежно вторит нескончаемой синусоиде парковой стенки и подобной по рисунку цепи красивых гор, обрамляющих Барселону.
Это что-то, берущее собственный начало в живописи, архитектуре и скульптуре, но не укладывающееся в рамки привычных категорий. Кроме неизменно извивающихся линий, буйствующих в формах скамейки, контуром огибающей верхнюю площадку парка, разнокалиберные осколки цветной керамики Манисес составляют огромный коллаж. Фейерверк красок керамики, невероятность ее сочетаний и применения приводят к восхищению!
Последнее, что успел сделать Гауди в парке, проложить хитроумную совокупность дорожек и возвести пара причудливых каменных аркад, столбы которых наклонены к бугру под самыми немыслимыми углами, скрученные и изогнутые — они делают и утилитарные задачи: подпирают крутой бугор, являются подставкой под вазоны с растениями, держат крыши галерей. На территории парка из 60-ти планируемых были возведены лишь два строения, в одном из которых жил Гауди и где сейчас открыт его музей, второй – принадлежал Гуэлю.
Дендрологический состав парка представлен, большей частью, представителями средиземноморской флористической области, среди которых главными породами стали вечнозеленые виды: сосна итальянская с прекрасной зонтиковидной кроной, сосна горная с широкопирамидальной кроной, маслина европейская с серебристо-серыми страницами, дуб каменный с несложными темно-зелеными страницами, магнолия крупноцветковая с большими белыми ароматными цветками и др. В различные растительные композиции вошли такие кустарники как олеандр обычный, самшит вечнозеленый, с. балеарский, филлиреи, калина лавролистная, мирт обычный и др., и восточноазиатские виды: османтус душистый с цветками, распускающимися в осеннюю пору и имеющими сильный сладкий запах, саркококка низкая, цветущая зимний период и источающая сильный сладко-терпкий запах, лещина и др.
Впечатляют собственной густотой рощи итальянских сосен. Аллеи в парке оформлены экзотическими пальмами, сопутствующими им растениями являются агавы. Издали розетки листьев и перистые листья пальм-фонтанов у агав напоминают древовидные папоротники, господствовавшие в эру динозавров.
И совсем нежданно, но весьма в духе арт-нуво применение бразильской древовидной лианы – бугенвиллеи обнажённой с фиолетово-лиловыми каскадами массового цветения невзрачных желтоватых цветков с броскими прицветниками. В центре парка, где на первый замысел выступают броские архитектурные элементы: пряничные домики, парадная лестница, дорический зал, волнистая скамейка, растительность представлена робко, т.к. ей отведена роль фона. Статья размещена в разделах: ландшафтный дизайн, испания, парк гуэль, ботанические сады и парки, барселона, статьи
ИСПАНИЯ: Парк Гуэля в Барселоне Park Guell in Barcelona Антонио Гауди
Увлекательные заметки:
- Мой зимний сад! мой живой уголок природы дома !
- Как я теплицу выбирала
- 21 Вариант применения пластиковых бутылок на даче
- Бал хризантем 2016: мелкоцветковые сорта
Подобранные по важим запросам, релевантные статьи:
-
огород и Сад для «ленивых» – пара нужных советов
Ориентируйтесь на многолетники, кустарники и деревья, поскольку они не потребуют от вас большое количество времени для ухода. Прежде всего нужно обратить внимание на…
-
Ораниенбаум. дворец а. д. меншикова, нижний парк
Итак, мало отдохнув на скамеечке наоборот павильона «Китайская кухня», погревшись на солнышке, мы направляемся в сторону Громадного Меншиковского…
-
Не ботинки, не сапожки, но их также носят ножки. Исконно русская зимняя обувь снова делается популярной. Валенки — исконно русская зимняя обувь Эту…
-
Неповторимые монументы природы россии — природный парк дудорова
Парки, как мы знаем, создавали особы титулованные. Парки Павловска и Петербурга, Гатчины и Царского Села. Да и другие аристократы – помещики не отставали в…
-
Парк бонсай энергичный сад в южной корее
С того времени как 30 июля 1992 года был открыт Парк Бонсай «Энергичный сад», мировые знаменитости и пресса неоднократно признавали его «самым красивым садом в…
-
богатство и Разнообразие окрасок цветков ириса сопоставимы с самыми красивыми явления ми природы. Цветок устроен так, что одновре менно видны всего его…