Вы здесь: Главная > Дачные идеи и опыт садоводов > Немного теории: основные принципы растительной композиции

Немного теории: основные принципы растительной композиции

Немного теории: основные принципы растительной композиции

В очередной раз дав совет пользователям сайта сочетать растения в композиции, я решила подготовить этот материал в качестве запасного пособия. Ознакомившись с теорией, вы уже в скором времени сможете применить новые знания на практике — для гармоничного оформления цветников, рабаток, бордюров, рокариев на собственной даче.   Теория, воплощенная в практике Итак, начнем с определений, каковые окажут помощь нам осознать что и как делать.

Что такое композиция

Композиция (от латинского comрositio — размещение, составление, соединение) — свидетельствует организацию частей и элементов в единое целое; совокупность всех средств раскрытия образа. Это хорошее определение неизменно в полной мере оправданно и удачно использовалось и к растительным композициям. Растительная композиция у водоема Каждая композиция из растений — это объединение в гармоничное целое отдельных растительных элементов и форм дачи. Растительная композиция в рокарии, фрагмент Дабы добиться данной гармонии, направляться учитывать ключевые принципы (они аналогичны приемам, используемым в архитектуре и живописи) растительной композиции — пропорции и ритм, нюанс и контраст, асимметрия и симметрия, светотень и цвет. направляться принимать к сведенью и характерные особенности, которые связаны с применением живых объектов — растений. Суккулентная композиция   Любой из правил растительной композиции серьёзен сам по себе. Но, создание нужного образа, объединяющего в единую картину все составляющие элементы (каковые способны жить достаточно долгое время на заданном пространстве), вероятно только при условии умелого применения всех ключевых принципов.

ритмичность и Соразмерность

Соразмерность либо пропорция — это определенное соотношение растений по величине (высоте, ширине либо длине). Растения (элементы композиции) должны быть соразмерны друг другу (не только по вертикали, но и по горизонтали), отведенной площади и пребывать в соответствующей пропорции с окружающим ландшафтом. Все части в композиции рокария соразмерны, фрагмент Самое гармоничное и довольно часто используемое пропорциональное отношение — «золотое сечение» (деление постоянной величины на две части, при котором меньшинство так относится к большей, как громадная ко всей величине): С/b = b/a либо a /b=b/С, где:

  • С – целое;
  • b — большинство;
  • a – меньшинство.

  Каждая из размеров (объектов), соотношение частей которой соответствует «золотому сечению», визуально создаёт особенно приятное чувство. Геометрическая запись золотой пропорции Используя эти величины при построении растительной композиции направляться осознавать, что запрещено математическое понятие пропорции на живые объекты. При размещении растений необходимо знать отличительные изюминки каждого (высоту, продолжительность и обилие цветения, насыщенность цвета и без того потом), дабы соотносить их между собой, и наряду с этим все они должны соответствовать неспециализированному плану композиции. Отражение форм в водоеме Необходимо не забывать, что виды, формы, сорта и гибриды изменяются в ходе развития и роста: они становятся выше и шире, а с наступлением цветения и плодоношения смогут по большому счету поменять внешнюю форму — поменять «образ». Белые незабудка и тюльпаны эффектны лишь в цветении   Наиболее значимыми приемами, разрешающими выделить соотношение между разными элементами композиции, считаются контраст, равенство и нюанс.

Контраст

Контраст — это быстро выраженное противопоставление однородных особенностей элементов композиции, помогающее бросче оттенить их особенности. Контраст по высоте, к примеру, содержится в сочетании высоких и низких растений (душица — тимьян), по внешней форме (ажурный укроп и плотный салат), по цветовой гамме (краснолистная лебеда садовая и серебристолистный дубровник беловойлочный). Контрастное сочетание по высоте Контрастными смогут быть и форма отдельных частей растений (листьев либо соцветий), фактура листьев либо неспециализированный вид. Так, прекрасны контрастные сочетания бадана с округлыми страницами и луков с узкими линейными страницами, либо ирисов и хост. Второй пример — огромные ажурные листочки и листья ревеня петрушки, большие рассеченные листья борщевика сибирского и красивая листва бутеня клубненосного.  Контраст фактуры листьев В случае если в композицию не будут включены растения с контрастной формой соцветий, то, какие конкретно бы изысканные сорта наряду с этим ни употреблялись, она останется монотонной. Хорошие примеры контрастов по форме — плоские щитковидные стройные вертикали и соцветия тысячелистника коровяка, шаровидные соцветия луков и свечеобразные ослинника двулетнего. Контраст соцветий Фактура соцветий и листьев кроме этого может давать весьма занимательные комбинации. Мягкие, шелковистые от опушения листья коровяка (стахиса, шалфея) и ровные блестящие — бадана, любистка; пушистые соцветия василистника, жёсткие синеголовников и — артишока. Таких примеров среди декоративных растений возможно собрать много. Но применять прием контраста направляться с опаской, дабы не уничтожить неспециализированную гармонию.

Выговор

Одна из разновидностей контраста — выговор, концентрация внимания на какой-то отдельной части композиции, достигается методом противопоставления тех либо иных особенностей одного (либо группы) растения по отношению к вторым. Выговор – мискантус К примеру, для акцентирования (закрепления) углов миксбордера идеально подойдут рослые виды (любисток, коровяк, ослинник двулетний, индетерминантные томаты, фасоль огненно-красная на опорах и другие).

Нюанс

Лучше, в случае если большинство видов, каковые составляют растительную композицию, будет со сходными показателями. Нюансная композиция олеандра обычного Как раз такая растительная композиция, в которой сходства между видами, сортами и формами больше, чем различий, и именуется нюансной. В большинстве случаев, это родственные растения из одного семейства либо виды одного рода, либо разные сорта. Наряду с этим сходные декоративные показатели будут умножены многократно, и исходя из этого станут более броскими, насыщенными, что еще больше выделит целостность композиции. В случае если вам не нравится такая однотипность, составляйте композиции из контрастных декоративных видов, сходных по экологическим требованиям, но с разной формой листьев, соцветий, плодов. Нюансная композиция салатов с контрастными сортами, фото чешских сотрудников Оптические иллюзии, основанные на нюансе и контрасте, разрешают поменять пропорции отдельных элементов либо композиции в целом. Так, при сопоставлении двух элементов дольше будет казаться меньший в ширину, но больший по высоте. Большое растение в окружении меньших по размеру будет смотреться еще массивнее. В окружении малых   Для визуального уменьшения величины растения необходимо разместить его рядом с более большими экземплярами. Целенаправленное использование нюанса и контраста окажет помощь распознать основное в композиции, придать ей нужную ясность, выделить декоративные преимущества отдельных растений.

Равенство

Равенство предполагает полное сходство элементов по размерам, другим признакам и форме. Оно привносит в композицию стабильность и спокойствие. Так, при геометрической планировке дачного цветника подбирают декоративные растения однообразной высоты, нужно цветущие в одно да и то же время. Рабатка из виолы   Равенство нельзя отождествлять с равновесием, другими словами с соразмерностью частей и правильной организацией пространства. Большой стройный куст возможно уравновешен широким, с развесистым либо округлым габитусом. Верно уравновешенное пространство Равновесие не редкость симметричным и асимметричным. Симметрия предполагает размещение однообразных элементов строго довольно средней линии композиции (зеркальное отражение). Симметричные композиции уравновешенны и законченны, совершенны для регулярного стиля (грядок, хороших клумб и без того потом). асимметрия и Симметрия, фото Антона Папкова При асимметричном равновесии у гармонично расположенных элементов нет общей оси симметрии (но сами элементы смогут складываться из отдельных симметричных частей). Асимметричная композиция владеет гибкостью, динамичностью, красотой. Рекомендуется для миксбордеров, рокариев, пейзажных элементов природного стиля.

Ритм

Постоянное чередование однообразных по размеру растений, повторяющиеся виды посадок, визуально разделяющие пространство, именуются ритмом. Ритм красных тюльпанов Он может выражаться, к примеру, в линейном размещении высоких растений сходного габитуса, в чередовании однотипных по форме грядок на партерном огороде и без того потом. Данный прием значительно чаще употребляется для симметричных композиций.

свет и Цвет

На цвете, как одном из наиболее значимых художественных средств оформления жизненного пространства, стоит остановиться очень, поскольку он оказывает на человека эстетическое, психофизиологическое действие и владеет лечебным эффектом. Цвет колеусов Тут мы ничего нового не изобретем, а просто отметим, что существует цветовой круг, что условно разделен на 7 частей: Цветовой круг, фото сайта static.beautyinsider.ru   Главных чистых цвета — три:

  • красный;
  • желтый;
  • светло синий.

Дополнительных — четыре:

  • зеленый;
  • светло синий;
  • фиолетовый;
  • оранжевый. 

Теплыми цветами считаются:

  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый.

Холодными цветами считаются:

  • светло синий;
  • светло синий;
  • фиолетовый.

Зеленый цвет — переходный; в зависимости от оттенков он бывает и теплым, и холодным. Самые лучшие композиции получаются при применении главных их оттенков и цветов. Пары теплых и холодных цветов (красный и зеленый, оранжевый и светло синий, фиолетовый и желтый) дают броскую и насыщенную «гармонию в контрасте». Она приветствуется в парадных местах дачи — «визитных цветниках», миксбордерах регулярного стиля. А вот в пейзажных элементах и местах отдыха оформления (рокарий, прибрежная территория водоема) она будет менее уместна. Начинающим дачникам лучше составлять более мягкие сочетания, основываясь на парах:

  • красный — желтый; 
  • оранжевый — зеленый;
  • желтый — светло синий;
  • зеленый — фиолетовый; 
  • фиолетовый — оранжевый.

светло синий и желтый А вот этих дисгармоничных пар (зеленый — светло синий, красный — оранжевый) направляться избегать. Чисто зеленый плектрантус сделал бы композицию более гармоничной Сейчас, в то время, когда мы ознакомились с правилами создания растительной композиции, подбор видов, форм, сортов с цветками, соцветиями а также страницами определенных оттенков, сочетающихся между собой и с главными цветами будет просто. Виола одноцветная сделала бы маленький партер более ясным   Одно из актуальных направлений современного садового дизайна — выбор единственного главного цвета с целой гаммой оттенков, каковые должны находиться не только в растениях, но и садовых конструкциях, аксессуарах, мебели, заборах и без того потом. Мало контрастных окрасок применяют только для смягчения и подчёркивания главной темы. Фрагмент зеленого В гармоничной растительной композиции цвета должны быть уравновешены по насыщенности, что особенно принципиально важно при составлении миксбордера либо многокомпонентных групп. Излишняя яркость в рокарии   Растительная теорема: в любом цветнике допускается не более трех главных цветов.   Доминирование красного и фиолетового В количественном выражении в цветнике предпочтительны следующие гармоничные пары цветов: 

  • 6 белых и 4 светло синий; 
  • 4 красных и 6 белых;
  • 3 желтых и 7 лиловых;
  • 3 красных и 7 светло синий-голубых;
  • 5 красных и 11 зеленых;
  • 3 желтых и 5 красных;
  • 3 оранжевых и 8 светло синий;
  • 4 розовых и 6 фиолетовых и другие.

Весьма интересно? Продолжение направляться… Статья размещена в разделах: клумбы и цветники, композиции, оформление, приемы, рекомендации, статьи


Базы композиции в рисунке и живописи, правила восприятия

Композиция. Центр и ритм в картине


Занимательные заметки:

Подобранные по важим запросам, релевантные статьи:

Теги: ,

Комментирование записей временно отключено.