Натуральный камень в дизайне: альпийские и каменистые горки, рокарии, сады камней

Натуральный камень в дизайне: альпийские и каменистые горки, рокарии, сады камней

Муниципальные обитатели стремятся на дачу дабы быть ближе к природе: травка на лужайке, овощи, выращенные на собственных грядках, ягоды прямо с куста… А основное — в разы меньшее количество тяжёлых металлов, диоксида серы, оксида углерода, углеводородов и других вредных веществ, концентрация которых в воздухе современных мегаполисов превышает ПДК. Декларируя близость к природе, мы всё равняется тащим в собственный загородный дом фенолы со стиролами в виде строительных и отделочных материалов, предпочитая практичный линолеум древесному полу, утепляя дом пенопластом и обшивая фасад не коробящимся от воды виниловым сайдингом. Но имеется территория на дачном участке, где нет места неестественным материалам — это сад.  В саду либо цветнике совмещение жёсткого и прочного камня с хрупкими цветами и ласковыми зелёными побегами изысканно и мило. Такое сочетание придумано самой Природой, оно гармонично и как раз исходя из этого нам думается прекрасным любой природный ландшафт.

Натуральный камень в дизайне сада — от альпийской горки до садовых скульптур 

Возможностей применения камня в его естественном либо обработанном людскими руками виде в ландшафтном дизайне множество. Оно и не страно: искусственно созданный ландшафт всё равняется есть частью природы либо её имитацией. Исходя из этого природные материалы превосходно подходят и для дорожек, и для клумб, и в строительных работах других видов сооружений в саду.  Использование натурального камня в садом дизайне возможно поделить на три русла: 

  • обработанный камень

Употребляется как материал для архитектурных элементов: для устройства террас, беседок, ротонд, лестниц, балюстрад, садовых скульптур, декоративных прочих деталей и каменных ваз. Данный вариант значительно чаще используется для садов хорошего дизайна, конечно участков в современных стилях, с полированными каменными поверхностями, стеклом, хромом.

  • «руины»

В этом случае употребляются сделанные из камня архитектурные элементы — всё те же колонны, капители, вазы, но лишь ветхие, неестественным либо естественным образом взявшие повреждения, сколы, потери, заросшие мхами, подвергшиеся эрозии. Таковой декор характерен для садов в стиле неоромантизма и романтизма.

  • камень в собственном естественном виде

Красивые обломки, глыбы, валуны, размещённые на участке в прекрасной, гармоничной композиции с растениями — каменистые сады. Так оформляются сады в альпийском стиле, японский сад, сад в стиле кантри.   В данной статье желаю более детально коснуться вопроса о способах и типах оформления каменистых садов.

Каменистый сад

История каменистых садов, как говорят литературные штампы, — уходит корнями глубоко в столетия. На Востоке — в Японии и Китае — традиции применять в садовом мастерстве прекрасные камни и воду существуют много лет. В Европе по окончании увлечения регулярными садами, появилась тенденция устройства в садах и парках природных ландшафтов, среди них и с применением камня. Существует пара разновидностей садов с применением в дизайне этого натурального материала: альпийские горки, каменистые горки, рокарии, японский сад камней.  Все виды садов, в которых используется камень в качестве равноценного партнёра растениям, в противном случае и независимого элемента дизайна, возможно условно поделить на две разновидности:

  • сады, в которых главным действующим «лицом» помогает камень, а растения только выгодно оттеняют композицию
  • и напротив, сады, где солируют растения, а камни выступают эффектным фоном.

 

Сад камней

Первая несколько достаточно немногочисленна и представлена, по большей части, японским садом камней сэкитэй (в переводе с японского — «каменный сад») и садом с «сухими руслами». Но, «сухие ручьи» — карэсансуй (в переводе — «воды и сухие горы») также являются разновидностью японского сада.  В японском саду камней главное внимание уделяется выбору камня, его цвету, форме и фактуре, конечно размещению. А растений в таком саду совсем не большое количество. Это возможно одно-единственное дерево изысканной формы, подчёркивающее символический суть, заложенный создателем сада. Природные формы — камень, текущая вода, растения — в восточной философии обожествляются. Для японца либо китайца посещение сада равноценно общению с Всевышним: главное назначение этого уголка природы — уединение для медитаций и размышлений. Японский сад предполагает созерцательность, вечно продолжительное любование фактурой и формой камня, бликами света на его поверхности, изгибами ветки либо цикличностью судьбы цветка — от расцвета до увядания. Это воплощение природной гармонии, исходя из этого тут не может быть суеты и пестроты.  Основной элемент сада камней — группы больших необработанных валунов либо скальных осколков, расположенные в соответствии с концепцией дзен. Площадка, выделенная под сэкитэй, засыпается небольшим гравием, поверхность выравнивается и посредством грабель наносятся линии: параллельные долгой стороне сада и концентрические — около громадных камней. Камни сгруппированы по три, количество каменных групп и их размеры зависят от площади сэкитэй. Так, в самый известном саду Рёан-дзи (г. Киото, Япония, выстроен во второй половине 90-ых годов XV века) расположено пятнадцать камней, объединённых в пять групп. Островки камней окружает мох. Размещение тёмных валунов на площадке, засыпанной белым гравием, таково, что с любой точки обзора визитёр в один момент может замечать лишь четырнадцать камней: последний, пятнадцатый, всё время оказывается скрыт вторыми. Считается, что заметить в один момент все пятнадцать может лишь человек, достигший просветления —  полного и целостного осознания природы действительности. 

Сухие русла

Существует такое природное явление — сухие русла рек, наполняющиеся водой лишь в сезон дождей. В Средней Азии и Африке сухие реки именуются вади, а в Австралии, где такое явление также очень сильно распространено, их именуют крики. В ландшафтном дизайне в декоративных целях также используются сухие ручьи либо сухие русла. Не смотря на то, что по собственному выполнению — из природной гальки либо щебня — дизайнерские ландшафтные сухие русла всё таки больше напоминают второе геологическое явление — курум, каменную реку. Сухие ручьи смогут дополняться мостиками, ну и, конечно же, растениями. В японских садах таковой элемент ландшафта именуется карэсансуй. Это стильное украшение может нести и в полной мере тривиальное утилитарное назначение: посредством сухого ручья возможно декорировать дренажную канаву либо ливневой сток. Вторая несколько каменистых садов — европейское направление. Тут вариантов этого элемента ландшафтного дизайна значительно больше. Попытаюсь коротко упомянуть разновидности каменистого сада и начать стоит с самая известной.

Альпийские горки

Изначально альпинариумы либо альпийские горки появились как коллекционные сады, воображающие собой коллекцию растений-эндемиков, характерных для флоры Альп и их предгорий. Позднее в перечне растений для альпинариумов показались и другие высокогорные виды, растущие не только в Альпах, но и других горных условиях в различных частях света. Но наименование «альпийские» сохранилось. Первая альпийская горка, предназначенная для размещения коллекции растений, привезённых ботаниками из предгорий Альп, показалась в первой половине 80-ых годов XVIII века в Зальцбургском ботаническом саду. Через сто лет альпинарии были устроены в Англии — в Лондоне (сад Кью) и Эдинбурге, а после этого распространились по Новому и всей Европе Свету, став актуальным трендом уже не только в среде учёных-ботаников. На конец XIX начало XX века пришёлся пик моды на альпинарии. Среди поклонников коллекций альпийских растений было большое количество знаменитостей, к примеру, чешский автор Карел Чапек.  Сейчас популярность таких садов снова возросла: любой обладатель почвы обязательно старается завести на своём участке эту подробность ландшафта. «Альпийским» смогут именовать любое сооружение из камней в виде горки с посаженными в него растениями, происхождение которых возможно весьма далёко и от Альп, и от других гор — впредь до садовых роз и высокорослых георгинов.  Ещё позднее термин «альпийские горки» был перенесён по большому счету на все ландшафтные объекты с применением натурального камня. Дабы не путаться в терминологии, однако более верно именовать «альпийскими горками» сады — коллекции горных растений, в которых камень не просто декоративное обрамление, а искусственно воссозданная естественная среда обитания. И, подбирая камни для устройства горки, направляться руководствоваться не столько эстетической стороной вопроса, а тем, как это соответствует природным условиям. Так, например, песчанки, ясколки либо гвоздики требуют сухой каменистой осыпи, камнеломки растут в расщелинах, образованных известняком, гиацинты либо эдельвейсы — в питательной земле, скопившейся в маленьких лощинках. Как уже говорилось выше, современное понятие альпийской горки более широкое: растения не обязательно должны быть родом из Альп. Фундаментальный принцип альпинария — это создание коллекции диких растений экстремальных сред обитания: возможно подобрать представителей флоры тундры, гор, пустынь. В зависимости от выбранной темы устраивается и ландшафт. Альпийская горка с коллекцией растений это не только микро-гора. Вариантов укладки камня в альпинарии пара:

  • Утёс

«Утёс» либо «гор» — композиция, напоминающая природный выход горных пород. Растения высаживаются в расщелинах между валунов. «Утёс» возможно, в зависимости от его оформления площади и идеи участка, частью громадной ландшафтной композиции либо независимым объектом. Частным вариантом «утёса» может стать подпорная стена.

  • Горный склон

Данный вид альпийских горок является моделью  высокогорья — каменистую осыпь с большими валунами, образующими маленькие террасы. Валуны имитируют скальные обломки, террасы — маленькие лощинки между горами. Каменная осыпь на горном склоне закрепляется карликовыми видами хвойных. Все виды растений, высаживаемых на альпийской горке в виде горного склона, предпочтительнее выбирать стелющихся не высокий форм. Пространство террас, не заполненное растениями, засыпается гранитным либо известняковым щебнем.   

  • чешская скалка

Ещё одна разновидность альпийской горки, пользующаяся особенной популярностью сейчас — чешская скалка. Наименование говорит о национальности ландшафтных дизайнеров, придумавших новый метод оформления альпинария.  Он имитирует выход скальных лещадных (слоистых) пород. Особенность чешской скалки в том, что она составляется из каменных плит, имеющих по всей площади приблизительно одну толщину — лещадок. Плиты различной толщины — от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, — выставляются на ребро параллельно друг другу.  Растения на скалке высаживаются в щели между плитами. Камни направляться укладывать так, дабы не было видно почвы. Все расщелины между плитами просыпаются каменным гравием.  Дабы создать вправду альпийскую горку независимо от её вида, необходимо руководствоваться несколькими рекомендациями: 

  • растения должны быть шепетильно подобраны, прекрасно, если они будут как раз «дикарями»
  • не следует стремиться к густым посадкам: в альпийской горке камнем должно быть занято около 75% поверхности, он должен быть прекрасно виден через растения
  • сооружение из камней должно быть максимально естественным.

Пара советов по выбору камней для альпийских горок

Хороший вариант альпийской горки предполагает применение натурального камня, не смотря на то, что сейчас для постройки аналогичных ландшафтных элементов используют и другие материалы, к примеру, ненатуральные камни, сделанные из фибробетона и аналогичных материалов, керамические лотки, разные блоки.  Если вы собираетесь использовать для постройки натуральный камень, то:

  • для альпийских горок выбирайте различные фракции и скальные обломки щебня и гравия, а не круглые валуны и гальку: это придаст естественности вашему сооружению. Круглые, окатанные камни больше подойдут для рокария;
  • камни для горки должны быть одного расцветки и сорта: не следует складывать в одну кучу гранит, известняк, другие виды и мрамор горных пород. В природе выходы гора на поверхность образовывает одна порода камня
  • размеры камней должны быть соразмерны самому участку и масштабу сооружения, где возводится постройка
  • камни выбирайте различной величины — от громадных до небольших, — а щебень и гравий применяйте для придания законченности и мульчирования почвы композиции

 

  • отдельные самые красивые и заметные камни располагайте так, дабы они были прекрасно видны в композиции
  • в некоторых случаях, в случае если это уместно по плану, камни, покрытые лишайниками и мхами, придадут сооружению дополнительный шарм. Замшелые валуны — совершенный материал для другого ландшафтного объекта — рутария

В целом возможно заявить, что устройство настоящей альпийской горки — удел коллекционеров, любителей горных растений. Но сочетание растений и камня — популярное ответ в дизайне участка. Тем, кто не гонится за созданием коллекции редких «альпийцев», а желает в собственном саду занимательный и стильный ландшафтный объект, возможно дать совет второй вариант — каменистые горки.

Каменистые горки 

В саду, декорированном камнями, требования к составу «жильцов», подбору камня и методам его укладки менее строгие: не считая вправду горных растений, смогут находиться экземпляры только напоминающие горные: все виды почвопокровных, ампельные, не высокий, луковичные. А выбирая камни для декора сооружения, возможно больше внимания выделить их внешнему виду, не через чур заботясь о правильном соответствии природному прототипу. В стиле «альпийской горки» смогут создаваться ландшафтные объекты с применением растений, совсем не относящихся к альпийским. К примеру, в европейских садах популярны овощные каменистые горки, где высажены петрушка, салаты, огородный портулак, декоративные капусты и другие съедобные представители огородной флоры.  Разновидностью для того чтобы увлекательного объекта возможно грядка пряных трав, оформленная прекрасными камнями в виде альпийской горки. Пряную каменистую горку населяют тимьян, чабрец, шалфей и другие пахучие травы, как долгие так и однолетние. Возможно составить горку из одних лишь луков — от шнитт-лука, до обычной «репки», с включением декоративных видов рода allium (Луки). Такая луковая грядка, оформленная камнями, именуется аллярий. В каменистых горках больше внимания уделяется эстетической стороне дела, нежели ботанической аутентичности. В случае если настоящие альпийские горки относятся к коллекционным садам, то каменистые — к художественным.

Рокарий

Одна из сложностей в создании горок — будь то альпийские либо каменистые — это естественность сооружения по отношению к имеющемуся рельефу участка. Прекрасно, в случае если имеется естественные склоны, а вдруг сад ровный, как стол? Гармонично сделать участок гористой местности среди ровного газона, дабы каменное сооружение не было похожим «собачью могилку» — дело сложное.  На фото ниже — пример неудачного дизайна с применением растений и натурального камня.  Исходя из этого если вы не уверены в собственных силах, обратите внимание на рокарий. Рокарием именуют каменистый сад, в отличие от горок не имеющий вертикального количества: растения и камни расположены на плоскости.  Рокарий несложнее и по техническому выполнению: нет необходимости в создании прочного основания для массивных хорошего дренажа и каменных глыб, да и само количество тяжёлых валунов, перемещённых при постройке, значительно меньше. В случае если в горках в большинстве случаев около 75% площади занимают камни, то в рокарии их не больше 50%.  Несложнее устроить рокарий и с художественной точки зрения — достаточно живописно распределить пара видовых камней на участке, дополнив композицию гравийной подсыпкой. Помимо этого, рокарий предполагает более широкий состав растений: тут уместны и простые садовые цветы. В уходе он более неприхотлив: меньше требуется полива и несложнее бороться с сорняками. Рокарии смогут быть свободного рисунка и играть роль миксбордера либо иметь чёткие геометрические формы, включаясь в мощение перед домом — выбор зависит от предпочтений обладателя.

Участки тундры, болотца, овраги

У Природы нет некрасивых ландшафтов: неизменно возможно отыскать прелесть и в бедной растительностью и красками тундре, и в кажущимся мёртвым болоте. Мхи, лишайники, папоротники, очитки — всё это материал для ландшафтных композиций. В случае если на вашем участке имеется не через чур приглядный и удобный для выращивания вторых растений уголок (сырой, слабо освещённый), быть может, это хороший предлог создать декоративную тундру.  Естественный рельеф на участке — хорошая почва для дизайна. Неудобное для устройства грядок и цветников место возможно перевоплотить в прекрасный каменистый овраг. Устройство каменистого оврага — ответ для декорирования «мёртвых» территорий участка. К примеру, узкого пространства между глухой стеной дома и забором.

полупустыни и Пустыни

Имитация ландшафта пустынь — щебёночные и галечные сады. Главными материалами тут помогают маленькие каменные обломки, щебень, гравий, галька. Из растений выбирают нетребовательные виды с поверхностной корневой совокупностью — злаковые, песчанки, ясколки.  Гравийные каменистые сады смогут быть независимым видом оформления сада, либо частью более сложного ландшафта — имитировать каменную осыпь у подножья горок — альпийских либо каменистых. 

Водопады, каскады, пороги 

вода и Природный камень — наилучшее украшение сада. Эти два природных объекта очень декоративны и сами по себе, а вдруг их соединить совместно, стильный дизайн сада обеспечен. Какой бы вид водоёма вы не выбрали — ручей, горную реку, ключ, пруд, водопады и пороги, — натуральный камень станет хорошим партнёром в его оформлении.

Ленивый каменистый сад

Дабы иметь стильный сад, не всегда необходимо предпринимать титанические упрочнения, ворочая камни при сооружении каменистых ландшафтных композиций, привозить издали редкие виды растений, высаживать их и позже практически закрывать собственным телом в ожидании, пока они приживутся (и приживутся ли по большому счету).    Время от времени достаточно легко пристально присмотреться к собственному участку: в полной мере быть может, что у вас уже имеется каменистый сад, появившийся естественным путём и заросший местными аборигенами. Может, данный участок красив сам по себе, быть может, стоит добавить несколько кустиков, принесённых с лесной прогулки.  

Микро-миры

Натуральный камень — это нескончаемое количество возможностей оформления участка. Любой кусок гора либо валун неповторимы: применяя камень для декорирования участка, вы «обрекаете» себя на эксклюзивность. А также в случае если дача имеет микроскопические размеры, украсить её камнем вам нет ничего, что помешает. Микро-рокарий возможно создать кроме того в ветхом тазу. Либо в пустотелом строительном блоке. Такие каменистые мини садики смогут быть переносными либо стационарными, к примеру, как элемент мощения.  Попытка краткого списка возможностей применения натурального камня в ландшафтном дизайне вылилась в долгую статью. В случае если вас заинтересовала эта тема, то вы имеете возможность прочесть ещё пара статей из цикла про натуральный камень:

  • Добавьте мало камня
  • Натуральный камень в дизайне: обработка и добыча
  • Натуральный камень в дизайне: стены и пол
  • Натуральный камень в дизайне: лестницы, камины, подробности интерьера
  • Натуральный камень в дизайне: фасады, заборы, мощение
  • Натуральный камень в дизайне: уличные камины и барбекю

Об применении обработанного изделий и камня из него в оформлении сада — в следующей публикации. Статья размещена в разделах: статьи, натуральный камень, ландшафтный дизайн, альпийские горки, рокарии, каменистые сады, сад камней, сухой ручей


Альпийские горки и рокарии. Сады камней

Увлекательные заметки:

Подобранные по важим запросам, релевантные статьи:

Альпийские горки и рокарии на вашем участке.