За рекомендациями этого человека по обустройству сада выстраиваются огромные очереди, клиенты стремятся «заполучить» его в собственные руки по Америке и всей Европе. Фото с сайта oudolf.com Это Пит Удольф! Основной идеолог садоводства новой волны в стиле Naturgarden, по чьей концепции были разбиты актуальные сады в Лондоне, Бонне, Роттердаме, Барселоне, Нью-Венеции и Йорке.
Начало пути
Пит Удольф появился в первой половине 40-ых годов XX века в провинции Северная Голландия, в городе Харлем. Кем лишь он не работал в юности: моряком, барменом, продавцом, официантом а также сталелитейщиком. Как уже можно понять из этого «разношерстного» перечня, склонности к садоводству у будущего дизайнера не было. Смена опытных ориентиров случилась чисто случайно. Удольф устроился разнорабочим в питомник растений. В то время ему было 26 лет. Поработав в питомнике, Пит осознал, что влюбился в растения, и больше ничего искать не нужно. Необходимо в этом направлении. Он записывается в школу ландшафтного дизайна и через четыре года приобретает соответствующее образование. После этого Удольф открывает собственное дело – маленькую компанию, оказывающую услуги по обустройству садов. В материальном замысле компания окупила себя – желающих иметь прекрасный, ухоженный сад было большое количество. А вот опытного удовлетворения мастер не получал. Все заказы были однотипны: шепетильно подстриженные газоны, четкие формы цветников с розами – в общем, хороший британский сад. Художественный взор Пита и его желание творить выходило за рамки неестественного моделирования с последующим поддержанием совершенной формы. Его сад должен быть свободным, спонтанным, родным к природе и прекрасным в любое время года. «Британский сад не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует что следует сделать каждую 60 секунд, ежедневно, каждую семь дней». Дабы экспериментировать с селекцией и ландшафтными формами, Пит с женой Ани переезжают в деревню Хуммело. Итогом этих опытов стали совсем ясная концепция сада новой волны (о ней мы поболтаем позднее) и более 70 выведенных сортов растений, среди которых известный шалфей Dear Anja, названный Удольфом в честь любимой жены, и буквица Hummelo — в честь места, в котором они продолжительно жили. На сегодня у 72-летнего дизайнера внушительное портфолио наград и проектов:
- работа с Мин Рёйс (глубокоуважаемой женщины в кругах голландского ландшафтного дизайна),
- проектирование парка «Миллениум» в Чикаго совместно с Жаклин ван дер Клут,
- сад для временного павильона английской галереи Serpentine,
- Сад Памяти в парке Battery в Манхеттене,
- променад High Line в Нью-Йорке и еще множество занимательных и заслуживающих внимания садов;
Пит Удольф — лауреат European Garden Award, почетный член RIBA и др.
Главные положения концепции строения сада
Удольфианский сад (как раз таковой термин все чаще и чаще проскальзывает на просторах интернета и в изданиях по ландшафтному дизайну) лишь на первый взгляд хаотичен. Все как словно бы бы само выросло и увеличивается дальше. В действительности это четко выстроенная и концепция. Вот пара базисных положений, по которым Пит сооружает собственные сады.
1. В первую очередь обязана проводиться работа с формами растений
Необходимо всецело задействовать все «архитектурные» возможности того либо иного вида. Вследствие этого Пит выделяет пара групп растений:
- Шаровидной формы
Как уже светло из заглавия, это растения с шарообразными соцветиями. Их цель – выглядывать из-за зелени, «играться» на закатном солнце. Дизайнер рекомендует применять короставник македонский, монарду двудомную, кровохлебку лекарственную и пр. Но его фаворит –мордовник с небольшими светло синий либо голубыми цветками, собранными в шар, и колючими страницами.
- Остроконечной формы («свечки»)
Соцветия неширокие, устремленные вверх, напоминающие готические шпили. Сред них: наперстянка, сальвия, вертикальные злаки, вероникаструм виргинский, шалфей и дербенник.
- Зонтичной формы
Тут все легко соцветия похожи на зонтики, и у многих ассоциируются с дикой природой, которую не прикоснулась рука селекционера. Тысячелистник, дягиль, лихнис халцедонский, ну и, конечно же, привычные всем фенхель, кашка и любисток.
- Экраны
Полупрозрачные растения с неяркой текстурой. Они призваны сгладить, смягчить краски собственных «соседей». Это снова же злаки (к примеру, ковыль), кое-какие виды василистника, рута душистая и вербена.
- Ромашки
Под этим понятием у Пита объединен все растения, имеющие соцветия-солнышки, как у ромашек: эхинацея, и новоанглийские либо новобельгийские астры.
- Метелки и перья
Тут наименование также говорит само за себя. В эту группу господин Удольф поместил растения с мягкими формами, похожими на перья либо метелочки. Любимица Пита – астильба, и таволга болотная и другие растения, аналогичной текстуры.
2. Сад должен быть красив круглый год
Совершенный сад Пита Удольфа – «сад четырех сезонов». Он вычисляет нецелесообразным ходить по саду с секатором и отрезать то, что уже отцвело, дабы веточки и ненужные соцветия не портили неспециализированную картину. Все необходимо задействовать. Исходя из этого дизайнер отдает предпочтение высадке растений различного периода цветения по следующей (приблизительной) формуле:
- 30% — цветущих весной,
- 40% — летом,
- 25% — в осеннюю пору,
- а остаток приходится на зимние «украшения». Так как сад поздней в осеннюю пору и зимний период не меньше красив.
Весьма интересно: Самый надежный метод проверить, оптимален ли сад, – это сделать его черно-белую фотографию. Вот такое увлекательное вывод у Пита Удольфа. В случае если на таком фото сад выглядит «приятно», значит, все сделано верно.
3. Правило «70 на 30»
В соответствии с ему Пит разделяет все растения на структурообразующие и наполнители. Структурообразующие смогут цвести до поздней осени – они главные в саду. А вот у наполнителей маленький период цветения. Говоря несложнее, база – это злаки и холодоустойчивые многолетники, а украшение (действительно, недолгое) – однолетники.
4. Правило «пирога»
Еще одна увлекательная мысль мастера. Он предлагает сравнить сад с пирогом. Казалось бы, необычно: что неспециализированного возможно у кулинарии и садоводства?! Чтобы выяснить сущность этого правила, отыщем в памяти, что необходимо любой хозяйке, дабы пирог (либо торт, кому что больше нравится) удался? Во-первых, это тесто, которое в ходе выпечки принимает определенную форму, во-вторых — украшения (кондитерские посыпки, орешки, цукаты, кремовые розочки и другое), без которых пирог не пирог, а торт не торт. С садом то же самое – у клумбы и каждой грядки имеется форма, имеется база (тесто) – в ее качестве Удольф предлагает применять столь любимые им злаки, а имеется украшения – растения с броскими соцветиями. Они должны трудиться в унисон.
5. Растения высаживаются по уровням
Согласно точки зрения Удольфа, их возможно два либо три. На первом – травы и не высокий растения, второй – кусты, третий – высокие деревья.
6. Цвета в саду должны быть не только броскими и «вкусными»
Редко кому нравятся темно-желтый и коричневый оттенки в саду, характерные для поздней осени. Уныло? Безрадостно? Чего-то не достаточно, если сравнивать с летним буйством красок? А Пит Удольф придерживается другого мнения. Нет в природе ничего некрасивого, у каждого цвета собственный обаяние. Дизайнер не видит ничего необычного в том, дабы наслаждаться поблекшими страницами, сморщенными соцветиями, обнажёнными ветками. Такое видение он почерпнул из философии Хенка Герритсена. Увядает цвет, но остается форма. Исходя из этого сажать необходимо то, что не утратит привлекательной формы по окончании того, как облетят цветы и листья. «Ты принимаешь смерть. Ты не убираешь растения из сада, по причине того, что кроме того отмирающие они выглядят прекрасно. И коричневый также цвет».
7. Нет ничего предосудительного в столкновении мегаполиса и природы
море и «Небоскрёбы» шуршащих злаков – из-за чего бы нет?! Пит Удольф – любитель вписывать naturgarden в урбанистический пейзаж. Одним из хороших примеров для того чтобы необычного соседства – парящий парк — променад High Line в Манхеттене. Закинутая ЖД ветка, проходящая на высоте примерно десять метров, эксплуатировалась последний раз в первой половине 80-ых годов двадцатого века. В 2014 год закончились все работы по ее прекрасному превращению в променад длиной 2 с лишним километра. Пит Удольф стремился создать чувство того, что природа наступает на город и отвоевывает территорию. Исходя из этого шпалы и рельсы убирать не стали, между ними были высажены травы и цветы. Растения были отобраны по времени цветения. Исходя из этого текстуры и цвета в парке всегда меняются. Это только немногие факты об удольфианских садах. В действительности отдельного дискуссии заслуживают многие идеи Пита, каковые, как ни старайся, в один пост не уместить. Исходя из этого предлагаю подборку книг Пита Удольфа, в которых дизайнер от первого лица излагает собственную точку зрения.
Книги Пита Удольфа о ландшафтном дизайне
1. «Дизайн с растениями»/«Designing With Plants», 1999 г. Рассказ о форме, цвете и текстурах. Особенное внимание направляться выделить главам «Мистицизм» и «Великое». 2. «Сады с травами»/«Gardening With Grasses», 1998 г. Речь заходит о садоводстве с активным применением трав. 3. «Сады во времени и пространстве»/«Planting Design: Gardens in Time and Space», 2005 г. Затрагиваются вопросы подготовки земли к посадке растений, последующего ухода и выбора растений за ними. 4. «Растения грезы для натурального сада»/«Dream Plants for the Natural Garden», 2000 г. практики посадок и Изложение теории. 5. «Создание натурального сада»/«Planting the Natural Garden», 2003 г. Все о создании натурального сада. 6. «Neues Gartendesign mit Stauden und Grаrsern”. Описание проекта «Gardens of Remembrance in The Battery» в Нью-Йорке. А как вы относитесь к философии Пита Удольфа, которая отодвигает цвет на второй план, отдавая ключевую роль форме и текстуре? Статья размещена в разделах: статьи, ландшафтный дизайн, сады, цветники, сорта и виды, стили, растения, Пит Удольф
Елена Кузнецова, ландшафтный дизайнер
Увлекательные заметки:
- Картофель из семян. сажаем мини-клубни. сезон 2016 г. часть 2
- Экзотические хвойные растения
- 7 Наиболее значимых правил выбора семян
- Цветочные фантазии: составляем эффектные композиции для сада
Подобранные по важим запросам, релевантные статьи:
-
Как урегулировать вопросы сада посредством ландшафтного дизайна. часть 1. болезни и вредители
Финиш садового сезона — самое время совершить работу над неточностями. А неточности эти как правило узнаваемы: болезни и Вредители снова отнять у нас и…
-
Неестественные водоемы как элементы ландшафтного дизайна
Вопрос поиска гармонии среди четырех мировых стихий есть одним из самых основных задач человека. Наслаждаться ими, применять во благо или во вред,…
-
Как урегулировать вопросы сада посредством ландшафтного дизайна. часть 2
Продолжаем разговор о проблемах сада, начатый в первой части статьи. В ней мы говорили о вредителях и болезнях, о обстоятельствах их появления на участке и о…
-
Топинамбур как элемент ландшафтного дизайна — в цветнике, в саду, на пасеке
Топинамбур может служить как красивый элемент ландшафтного дизайна. В свое время мы завели топинамбур как раз с эти смыслом.Самое простое использование —…
-
Плетеный забор как элемент ландшафтного дизайна
При изготовлении хорошего плетеного забора базой являются колья, вертикально вбитые в почву на равном расстоянии. У таковой конструкции имеется…
-
Стиль naturgarden — мода либо естественное состояние сада?
Вопрос ландшафтного дизайна тревожит многих. Не считая выращивания нужной растительности типа картофельной плантации и грядок с капустой-луком-редиской,…