Стиль naturgarden — мода или естественное состояние сада?

Стиль naturgarden - мода или естественное состояние сада?

Вопрос ландшафтного дизайна тревожит многих. Не считая выращивания нужной растительности типа картофельной плантации и грядок с капустой-луком-редиской, большинство дачников стремятся украсить собственные наделы земли, даже в том случае, если «соток» в обрез. Не говоря уж про обладателей загородных домов, многие из которых картошку не выращивают, а вот к благоустройству и красоте владений неравнодушны.   Любой облагораживает собственную почву в меру собственных понимания и способностей, что имеется красиво. Кто-то выбирает шепетильно выверенный экспертами дизайн, где территория сада разграфлена чётким рисунком боскетов и дорожек, а каждое растение симметричной, верной формы, на своём месте, в собственной «графе».  Второй засаживает любой вольный клочок почвы пёстрым цветником, в противном случае, что не уместилось в клумбах, размещает в бессчётных подвесных кашпо либо коробках. Третий устраивает верный газон совершенного, изумрудно-зелёного цвета.  В ландшафтном дизайне также существует мода. Сейчас тренд, набирающий всё громадную популярность — стиль натургарден. 

Что такое стиль Naturgarden

Natur Garden, природный сад, естественный сад, экосад — названий этого стиля большое количество. Что же прячется за ними? Это указывает, что оформление сада предполагается в естественном, натуральном, природном стиле. Стиль натургарден не приемлет регулярности в планировке, делая ставку на природный красивый хаос, но, шепетильно упорядоченный. Среди поклонников «новой волны» (ещё одно его расхожее наименование) существует вывод, что данный стиль в ландшафтном дизайне зародился в середине прошлого века. А основателем его вычисляют голландца Пита Удольфа (Piet Oudolf).  Вследствие этого нашлось ещё одно наименование, кроме того целая серия названий, имеющих хождение среди поклонников голландского мэтра ландшафтного дизайна: удольфианские сады, удольфианские растения а также удольфианский стиль. Само собой разумеется, садовое мастерство Пита Удольфа вправду удивляет и восхищает, но стоит разглядеть настоящие истоки происхождения мастерства создания садов в естественном стиле.

восточные сады и Пейзажные парки — … любезная простота природы

Идея о создании неестественных парковых композиций, напоминающих естественные природные ландшафты, далеко не нова. Ещё теоретик архитектуры и античный архитектор Витрувий, создатель известных «Десяти книг об архитектуре», в собственных работах говорит о гармоничном сочетании строимых городов с природным ландшафтом. А в 1713 году английский поэт Александр Поуп публикует статью с критикой нарочитой декоративности сада, восхищаясь … любезной простотой природы.  Природа — самый выдающийся ландшафтный дизайнер, а садово-парковое мастерство есть методом создания рукотворного природного уголка.

Британские пейзажные сады

Регулярные французские сады эры барокко — знак полного контроля человека над природой. Ландшафтные парковые ансамбли, напротив, демонстрируют единение человека с ней. Эта концепция прослеживается в британских пейзажных парках как противовес регулярному французскому стилю, показавшемуся благодаря творчеству ландшафтного архитектора Андре Ленотра, придворного садовника французского короля Людовика XIV. Родоначальниками пейзажной традиции в садово-парковом мастерстве стали британцы: архитектор Уильям садовник и Кент Чарльз Бриджмен. А самый ярким представителем, создававшим сады в этом стиле, есть Ланселот Браун. Начиная с XVIII века такая традиция неспешно распространилась по многим государствам. До XIX века подобные сады именовались англо-германскими, а сейчас их именуют британскими.  На мой взор, хорошим примером природного парка помогает парк Монрепо в Выборге, созданный в XVIII веке. Солидная его часть представляет собой естественные северные лесные пейзажи с бессчётными горами.  К пейзажным относятся парки и сады большинства русских дворянских усадеб. Да и до сих пор таковой стиль обширно употребляется в создании публичных муниципальных парков.

Восточный сад — воплощение идеализированной природы

Концепция природного сада лежит и в базе восточных — японских и китайских — садов. Садовое мастерство на Востоке является созданием совершенного природного пейзажа, воплощающего изменчивость, величие и естественность природы.  В соответствии с религиозным представлениям синтоизма, божества не имели конкретного воплощения. Их отождествляли с камнями, водой, явлениями и растениями природы. Исходя из этого созерцание сада для китайца либо японца — счастье, испытываемое от общения с Всевышним, а сам сад — храм преклонения перед величием природы.

Альпийские сады 

Ещё один популярный вариант природных садов — альпийские сады и рокарии (каменнистые сады). У нас они больше известны называющиеся альпийские горки. Данный вид сада имитирует природные горные ландшафты. Мода на устройство каменных садов с применением представителей флоры, характерной для гористых местностей, началась во второй половине 60-ых годов восемнадцатого века. Джон Блэкберн создал первый личный сад из природных каменных валунов чтобы высадить обнаруженные горных склонах растения.  В те времена актуальным занятием среди состоятельных представителей среднего класса стало «гербаризирование» — сбор растений. Любители экзотических образцов горной флоры столкнулись с тем, что «альпийцы», оторванные из привычной для них среды обитания, не желали приживаться на равнине.  Показавшийся интерес к горным растениям стимулировал развитие целой отрасли садоводства — альпийских садов. Реджинальд Фаррер, классификатор и исследователь флоры Гималаев, стал первым, кто сформулировал эстетические параметры создания неестественного каменистого ландшафта.  К слову, горным растениям повезло больше, чем вторым: они попали в актуальное течение. Но природный сад возможно составлен не только из жителей склонов.  Возможно создавать неестественные арктические сады, декоративные участки болот — любой природный ландшафт необычен и красив.

Истоки ландшафтного дизайна

Привычному сейчас понятию ландшафтный дизайн, не так много времени. Как отдельный вид деятельности, который связан с формированием среды обитания человека, ландшафтная архитектура и её составная часть — ландшафтный дизайн, насчитывают не более ста с маленьким лет истории. А, в это же время, мастерство создания садов и парков значительно более древнее.  Дизайн сделал красоту садов более дешёвой широким весам, а не только представителям высших слоёв общества. Декоративно оформляться стали не только парки и дворцовые сады, но и участки при маленьких коттеджах, а в городах — устраиваться парки и общественные скверы. Интерес к ландшафтному дизайну связан с неспециализированными тенденциями развития общества на рубеже XIX-XX столетий. Прерафаэлиты, импрессионисты, «Перемещение ремёсел и искусства» — всё это оказало влияние на формирование современного дизайна по большому счету и ландшафтного в частности. 

«Придумать идеальный сад в комплимент к дому…» 

Одним из первых, правильнее, одной из первых, кто стоял у истоков профессии ландшафтного дизайна, возможно назвать Гертруду Джекилл, британскую художницу, обучавшуюся мастерству живописи у импрессионистов во Франции. Цитата из её книги вынесена в наименование этого раздела. К сорока годам она начала терять зрение и была вынуждена отказаться от занятий живописью. Она отыскала для себя новое увлечение, в последствии ставшее делом всей её жизни и принёсшее известность — создание садов.  Как раз идеи импрессионизма стали базой для более чем 300 садов, оформленных ею самостоятельно и в соавторстве с архитектором Эдвином Лаченсом. Об их творческом тандеме говорили: «Дом от Лаченса и сад от Джекилл». Результатом их совместной деятельности стало рождение необычного узнаваемого британского стиля в архитектуре частных домов и оформлении садов, ставшего примером подражания для многих до сегодняшних дней.  В первый раз сад стал продолжением архитектуры и логичным дополнением, а не отдельным явлением. Лаченс создавал неспециализированный широкомасштабный замысел, а Джекилл разрабатывала подробности и подбирала растения, талантливые выделить архитектурный план. Сады Гертруды Джекилл красочны, как полотна любимого ею Моне. Считается, что она есть изобретательницей нового способа садового мастерства — «живописи» растениями. Джекилл ценила их за создаваемый декоративный, взаимодополняющий эффект в групповых посадках, а не за уникальность сорта либо красоту отдельного экземпляра. Она первая задумалась о вопросах сочетания цвета в ландшафтных композициях, о декоративности посадок в течении всего сезона, о создании сада …не для хвастовства, а в альянсе с окружением, на языке данной местности

«Дикий» сад: … добиться впечатляющего результата возможно и несложными средствами! 

Уильям Робинсон, ирландец по происхождению, был популяризатором и поклонником так называемых «диких садов». В заглавии цитата из его книги The English Flower Garden. Он призывал применять в качестве посадочного материала не экзотические капризные растения, а представителей местной флоры, устойчивых к погодным условиям, вредителям и болезням. В первой половине 70-ых годов девятнадцатого века Робинсон выпустил книгу «Дикий сад», в которой излагал собственные взоры. Его идеями вдохновлялась и Гертруда Джекилл. Уильям Рообинсон создал теорию создания мелких садиков в цельного сада, в соответствии с конкретными почвенными условиями: рокарии, сады водных растений, декоративные болотца. В собственной книге создатель разглядывает виды декоративных диких растений Англии. Но он не был однозначным соперником растений-интродуцентов (тех, что не характерны данной территории): Робинсон ратовал за то, дабы применять лишь те экзотические растения, каковые замечательно приспособились и могут волноваться зиму самостоятельно.   Уильям Робинсон оформил пара садов, среди которых самое выдающееся из его творений в стиле «дикого» сада — его собственное поместье Gravetye, которое стало предметом споров и восхищения современников.

«Новая волна» в ландшафтном дизайне

 В 2000 году на одной из самых респектабельных ландшафтного дизайна и выставок цветоводства в Челси под девизом «Воодушевление от природы» был представлен сад «Эволюция». Данный проект занял первое место на шоу, а центральной «фигурой» композиции являлся чертополох. Автором проекта выступал голландский дизайнер Пит Удольф в соавторстве с Арни Мейнардом. Эту победу в конкурсе вычисляют началом новой эры в ландшафтном дизайне. Довольно часто возможно встретить вывод, что «новая волна» — это стиль дизайна в оформлении сада, и автором его и есть Пит Удольф. Это не верно: New Wave (новая волна) — это концепция. Этим термином обозначают направление в мастерстве, кардинально отличающееся от предшествующего. Дизайн у сада новой волны возможно любым, основное, дабы он укладывался в рамки идеи. А какие конкретно они, рамки? Главное отличие сада New Wave от своих предшественников — структура и форма в нём первична, а цвет вторичен.

Садовое мастерство Пита Удольфа 

Пит Удольф создал собственную классификацию растений, применяемых для собственных цветников. Она учитывает габитус (вид, внешний вид) растения, форму соцветий, высоту. Дизайнер дал собственные наименования разным формам соцветий:

  • «ромашки»

В эту группу входят растения с соцветиями в виде ромашки — долгие астры, хризантемы, гелениумы, рудбекия, эхинацея, нивяник, калимерис. 

  • «пуговки и шары»

К ним относятся мордовник, кровохлёбка, луковые, эрингиум (синеголовник), звездовка (астранция) — растения, имеющие шарообразные соцветия. 

  • «зонтики»

Пит Удольф в собственных цветниках применяет растения, имеющие форму соцветий в виде зонтиков: привычные флоксы, популярные сейчас тысячелистники, ангелику (дудник), пижму, очиток (седум), молочай.

  • «свечи»

Это растения, имеющие вертикальные соцветия в виде колоса либо початка: аконит, люпин, чистец шерстистый (овечье ушко), вероникаструмы, дельфиниум, наперстянка, шалфей, коровяк, бузульник, эремурус (ширяш) многие другие.

  • «кисти»

Несколько включает декоративные растения с соцветиями в виде метёлок: астильба, арункус двудомный (волжанка), золотарник, таволга, василистник.

  • «завесы»

В эту категорию входят, по большей части, злаки — щучка (луговик дернистый), вейник, просо, ковыль, овёс. Основное — дабы они создавали полупрозрачную дымку собственными соцветиями. Цветники «новой волны» основаны на природном принципе. Вы обращали внимание на то, как выглядит разнотравье лугов? База природной композиции — долгие травы, располагающиеся красивыми куртинами, пересекающимися и перетекающими приятель в приятеля. Вся эта картина дополняется вкраплениями однолетних растений, рассеявшихся по всей поверхности. Данный принцип и забран за базу дизайнером.  Композиция удольфианского цветника строится на контрасте и гармонии формы «ромашек», «кистей», «зонтиков», «пуговок» и «свечей», а растения-завесы создают флёр и необходимую плотность цветнику. Представители с соцветиями в виде ромашек составляют главную массу, они же, по большей части, несут колористическую нагрузку в композиции.  Высокие «свечи» задают вертикали, «зонтики» — горизонтали, «кисти» уплотнительными мазками соединяют между собой массивы растений. «пуговки» и «Шары» являются структурными выговорами, возвышаясь над растительной массой и колыхаясь от ветра. Дымчатые растения-завесы придают законченность, драпируя всю композицию лёгкой поволокой. Ещё одна особенность цветников, создаваемых Питом Удольфом, — их декоративность в течении всего года. В отечественных садах привычное зрелище — укутанные на зиму подручными, не всегда привлекательными, средствами растения.  В садах новой волны все представители подбираются так, дабы сохранялась декоративность круглый год. Весной радуют глаз раннецветущие: подснежники, крокусы, пролески, нарциссы и видовые тюльпаны. в течении лета сменяют друг друга многообразные луговые цветы, а в осеннюю пору сад украшается сухими колосьями злаков. Зимний период же высохшие растения красиво покрываются изморозью.  Голландский дизайнер одним из первых революционно отказался от срезки отцветших соцветий, считая, что …для чего убирать отцветшие цветки либо красивые соплодия? Для чего удалять отцветшие цветки роз, в случае если позже покажутся прекрасные ягоды шиповника? 

Отличия садов в стиле натургарден

В чём же отличия сада в природном стиле от естественного и эко-сада? По моему точке зрения, возможно условно совершить разделение так:

  • Экосад предполагает отсутствие в агротехнике неестественного полива, формовки, применения синтетических химии и удобрений в борьбе с болезнями и вредителями. То, какие конкретно растения и в каком порядке в нём высажены, остаётся на усмотрение обладателя.
  • Сад в природном стиле подразумевает искусную имитацию природного ландшафта дизайнером, дабы … создать чувство природы, спонтанности (Пит Удольф), организовать ощущение красоты и собственное видение природы, трансформированное через призму красивого дизайна. В саду природного стиля имеется место и топиарию, и современным арт-объектам, и чёткой геометрии посадок. 
  • Естественный сад — это созданный природой биотоп, что мало облагорожен человеком. К примеру, как на этом фото: некошеный естественный луг в сочетании с прокашиваемыми дорожками.

В любом случае, перед тем как разламывать копья в споре о заглавиях, стоит выяснить для себя, что за сад вы желаете создать.

4 мифа о природных садах

Сейчас возможно довольно часто встретить высказывания о том, что сад в природном стиле  малобюджетен и не требует ухода, по причине того, что в нём употребляются видовые растения, каковые встречаются в природе, прямо за отечественным забором, и возможно без усилий и особых затрат создать удольфианский цветник. Их именуют «садами для ленивых». Это не соответствует действительности: любой сад требует большого количества времени на собственное создание, регулярного ухода и финансовых вложений.  Давайте разберемся в самый распространённых мифах о садах новой волны на примере проектов самого Пита Удольфа. Не смотря на то, что он не единственный и не первый дизайнер, создающий сады с применением злаков и дикорастущих долгих трав, но самый, пожалуй, узнаваемый.

  • Миф первый: таковой садовый дизайн не требует особенных умений либо знаний. 

Как и любое дело, создание природного сада требует знаний и способностей. Творческих свойств — дабы гармонично сочетать фактуры и различные оттенки, агротехника и знаний ботаника — дабы создать требующиеся растениям условия. Не достаточно схему удольфианского цветника и приобрести растения по перечню. 

  • Миф второй: цветник в удольфианском стиле возможно любой площади. 

Это правда только частично. В большинстве случаев, цветник на базе злаков для декоративности требует громадного пространства: мелкофактурные соцветия дикорастущих растений прекрасно смотрятся в массе. Создавать подобные цветники для маленьких площадей возможно, но это требует ещё больше художественного вкуса, чем масштабные проекты. 

  • Миф третий: удольфианский сад — это скоро и недорого. 

Говорят, что сады новой волны не требуют денежных вложений — растения в них употребляются природные и возможно не тратиться на приобретение семян либо саженцев. Вероятнее, купить посадочный материал, легко отправившись на прогулку по лугу, у вас не окажется: без знаний ботаники вряд ли возможно отличить зопник от сеслерии, и собрать семена дикоросов.  Сам голландский дизайнер израсходовал пара десятков лет на подбор оптимальных для собственных проектов растений — не только эффектных снаружи, но и без неприятностей растущих в неестественных условиях, сохраняющих декоративность долгое время и прекрасно «уживающихся» с соседями в посадках. Семена и саженцы так называемых удольфианских растений сейчас реализовывают рядом с семенами культурных сортов, а учитывая, какое количество их потребуется, недорогим это мероприятие не назовёшь.  Для впечатляющего результата на каждом квадратном метре требуется высадить большое количество экземпляров: рекомендуемая плотность для некоторых видов — до нескольких десятков на метр. Так, к примеру, чтобы получить требуемую по проекту декоративность, требуется высадить шалфей на площади около семи квадратных метров. Для этого потребуется приблизительно 50 корней. Это обойдётся приблизительно в 6000 рублей. И это лишь один вид растений. В сочетании с громадными площадями, на создание удольфианского цветника потребуется большое количество рабочих рук либо времени на постепенное создание сада. Чтобы получить итог, как на фото выше, потребуется пройти через вот таковой этап:

  • Миф четвёртый: семь дней сад не требует ухода.

Сам голландский дизайнер именует собственные сады малоуходными. Мало, но однако уходными. Без внимания, к примеру, прополки, необходимой подготовки плотности и предварительной почвы посадки, заглушающей сорняки, с ними может случиться то же, что и с простыми посадками. Так смотрелся один из парков по проекту Пита Удольфа по окончании создания. И спустя три года — всё заросло сорняками. Стиль натургарден — легко актуальная на данный момент тенденция в ландшафтном дизайне, которая потребует столько же сил и времени, как и каждый тип сада. Сад — это воплощение мировоззрения и часть жизни. Ханнеке ван Дейк, эколог, перефразировал известное выражение: «Продемонстрируй мне собственный сад, и я сообщу, какой ты». Статья размещена в разделах: статьи, ландшафтный дизайн, цветники, виды, стили


Как трудится KETOPIA Тушаков Константин тренер по рукопашному бою

Увлекательные заметки:

Подобранные по важим запросам, релевантные статьи:

КАК СДЕЛАТЬ ЛИЗУНА. ОПЫТЫ НАД ЛИЗУНОМ 2 ЧАСТЬ