Продолжим экскурс в историю декоративного огорода и заметим, как это делали предки в Киевской Руси. Тенденции декоративного огорода в Российской Федерации кроме этого увлекательны и самобытны. Тут они проявились с особенной силой, но в других красках, т.к. формировались с учетом влияния предшествовавшей эры западноевропейского барокко и классики французского регулярного стиля, но использовались в условиях среднерусской равнины. Как и в Западной Европе, в Российской Федерации допетровской эры первые сады были созданы монахами при монастырях и имели только утилитарный темперамент. Само понятие сад хватало ёмким и подразумевало участок с культивируемыми растениями. До XVIII века в Российской Федерации это понятие передавалось кроме этого словами вертоград, огород. В также время, употребляя слово огород, имели в виду огороженный сад, засаженный деревьями, плодовыми кустарниками, между которыми на грядках росли овощи. Громадное место в монастырских садах отводили под овощи, лекарственные травы и плодовые деревья. Совершая паломничество в Палестину, монахи, приносили из посещаемых по пути государств растения с диковинными цветами, каковые применяли при устройстве цветников в монастырских садах. Они отличались особой красотой, и прихожане, ни при каких обстоятельствах не видавшие ничего аналогичного, именовали их эдемом, райгородом. В большинстве случаев, монастырские сады имели планировку, напоминавшую голландскую: прямые дорожки размешались крестообразно, что придавало им религиозно-символический суть. Но, не обращая внимания на восторг, ни монастырская планировка, ни разбивка цветников в садах частных лиц продолжительно не приживались. “Это прекрасно для “божьего дома”, а нам ни к чему такая благодать”,- рассуждали предки. Иное дело царские хоромы: цариц и царей приводили в восторг монастырские сады. Исходя из этого, в полной мере закономерно, что за монастырскими начали появляться “сперва царские, а в том месте, само собой разумеется, и боярские сады…” (Регель, 1896). Если судить по описаниям чужестранцев, посещавших Москву в шестанадцатом веке, в ней было большое количество приусадебных садов. “При каждом доме имеется сад, служащий для наслаждения хозяев и вместе с тем доставляющий им необходимое количество овощей; от этого город думается неординарно широким” (Базилевская, 1958). Были в садах и цветы, но ассортимент их не ясен. По-видимому, значительно чаще высаживали ноготки, бархатцы, гвоздику, васильки, незабудки. До начала XVII века в русских садах роз не было, но в изобилии выращивали шиповник. Особенно большое количество садов и огородов было в переулках по Тверской, Грузинской и Ямской улицам и у Крестьянской заставы. Сохранившиеся до наших дней заглавия некоторых улиц – Садовники, Огородники, Берсеневка (берсень – ягоды) – случились от обилия в прошлые времена садов и огородов в этих районах. Что же воображал собой сад-огород при русской усадьбе XVI-XVII вв.? Обычной картиной того времени было размещение дома на возвышенном месте. Ограждение (тын) устраивали из частокола, на протяжении тына сада и между яблонями разводили крыжовник и смородину. Тут же располагали овощи: лук, чеснок, свекла, репа, морковь, а пониже, у пруда, — капусту. В сторону сада дом довольно часто был обращен террасой. Время от времени тут же, на открытой площадке, делали крытые слюдой парники, в которых выращивали дыни и другие теплолюбивые культуры. Весьма интересно подчернуть, что кроме того в тех текстах Домостроя, каковые подробно обрисовывали участок при доме (“сад и Огород как водити”), фактически отсутствовали упоминания о декоративных растениях. Однако, в огородах виделись кустарники, неизменно любимые в народе: сирень, калина, боярышник, шиповник. Цветы сажать – потеха, и сад с цветами продолжительное время именовался “потешным садом”. Разведение их вычисляли забавной забавой. И для чего сажать цветы? Так как от них съедобных плодов не возьмёшь, а налюбоваться, собрать букетик цветов, сплести венок – все это возможно было сделать, выйдя за ограду боярской усадьбы. Природа везде окружала русского человека и исходя из этого неслучайно, что он всегда был близок к ней. Чем знатнее, вельможнее, ближе к Кремлю был боярин, тем больше и богаче был его сад-огород. Березовые рощи стали обносить высоким тыном, за которым высаживали “заморские цветы”. Мало позднее плодовые и огородные растения стали ценить, в первую очередь, из-за их красоты и в огороде среди огуречных гряд сеять большое количество крокусов, руты, гвоздики различной окраски. Наряду с этим, направляться еще раз выделить, что утилитарная функция усадьбы оставалась основной. Прекрасное видели в предметах несложного повседневного быта, “красоту” не отделяли от “пользы”. Исходя из этого впредь до 60-х годов XVII в. усадьбу еще не дробили на хозяйственную и “парадную” части, не было еще и особых декоративных устройств, лишенных практического назначения, наблюдалось только рвение украсить жилище и все, что его окружает. Косвенным подтверждением для того чтобы представления о ветхих русских садах-огородах могут служить их изображения на иконах, коврах и т.п. Огородами занимались многие сословия: крестьяне, стрельцы, ямщики. Весьма интересно подчернуть, что несложный люд древних слобод, таких как Садовая и Огородная, принадлежавших Дворцовому Ведомству и созданных еще при первых Столичных князьях, обязан был в виде оброка поставлять во дворец разнообразные овощи. Помимо этого, староста – неизменно искуснейший садовник – каждый год подносил Правителю ранние дыни (в первых числах Августа), огурцы (в первых числах Июля), редьку, свеклу, морковь, репу и пр. Причем, за каждую новинку надеялось вознаграждение в 4 аршина сукна на кафтан. морковью и Капустой в те времена славились поселяне Воробьевых гор. Лучший лук имелся не в Москве, а у известных Верейцев-Луковников. В XVI-XVII вв. показались аптекарские сады, кроме этого именуемые огородами. Предвестниками их были с покон веков разводимые гряды с кустарниками и лекарственными травами, плоды которых употреблялись в лечебных целях. Особенное значение имели столичные аптекарские огороды, появившиеся с учреждением Аптекарского Приказа. Из истории как мы знаем, что в Москве, уже в начале XVII века, существовало 4 аптекарских огорода. Основной размешался на правом берегу Неглинки между Боровицкими и Троицкими воротами, около Лебяжьего двора (данный огород снабжал царскую аптеку лекарственными травами), второй – у Флоровских (Мясницких) ворот, третий – в Германской слободе, из-за чего и именовался “аптекарским огородом, что под Новонемецкой слободой”, наконец, четвертый – у Придворной Аптеки в Китае, у восточной стенки Кремля. В аптекарских огородах разводили не только лекарственные растения, неспешно в них начали выращивать пряные, эфиромасличные и дикорастущие виды, такие как шалфей, цикорий, мята, мак, укроп, иссоп, латук, мак, тмин, укроп, портулак, петрушка, любисток, розмарин, полынь лечебная (божье дерево), черноголовник, шиповник, красная, белая и желтая розана и т.д. Любителем садоводства был царь Алексей Михайлович, правивший в 1645-1676 гг. Исходя из этого особенный интерес воображала государская вотчина XVII вв. Измайлово, где был устроен несколько сад. По-видимому, тут сады появлялись неспешно, по мере необходимости, без наличия стройной композиции, связывающей их в один парковый ансамбль. Виноградный сад имел необычную планировку, воображающую собой последовательность квадратов, вписанных один в второй, и четыре круглых участка по углам. Начиная от внешней границы этого сада по направлению к центру, размещались участки: “под гречу”, “под пшеницу”, “под ячмень”, “под маки”, “на германские травы и цветы” и т.д. В угловых частях сада, имевших циркульную форму, разводились царские груши, вишни красные и белые, сливы. Деревья размещались по концентрическим кругам. В северной части сада-огорода сооружались навесы для уборки и сушки овощей. Круглый сад либо, как его чаще именовали “огород”, был устроен на площади в 6 га, его диаметр равнялся 280 м, ширина аллей, разбивавших территорию на три кольцевых пояса, составляла 6 м. Внешнее кольцо занимала посадки шелковицы и берёзовая роща, шиповника и пр. Последний высаживался и в остальных поясах. Помимо этого, в одном из средних участков росло 137 кустов барбариса. На другой территории разводили лекарственные растения и овощи, благодаря которым сад довольно часто именовали аптекарским. Просяной сад был заложен в глубине лесного массива. Он имел квадратную форму и был огорожен древесной оградой красного цвета. В устройстве этого сада русские мастера явили много примеров изысканного оформления, среди которых особенно выделялся ясный, насыщенный движением и цветом оттенков и форм живой ковер из одних лишь злаков – овса, пшеницы, проса, ячменя и т.д. Помимо этого, они были внимательны и к декоративным изюминкам плодовых деревьев, окружавших злаковые культуры. Цветки, листья, плоды, рисунок коры на стволе, ветвление кроны – все это обнаружило собственный место в общей картине сада-огорода, оживляло его, образовывало любой раз новый художественный образ. Искусственно созданные регулярные композиции были малы по размерам и постоянно выделялись на естественном фоне. Потешные палаты с садом считались самыми декоративными. Тут в огромном саду был устроен лабиринт, что по-русски именовали “Вавилоном”, и широкий зверинец. В том месте же пребывала “очень прекрасная аптека с ботаническим садом”. Размещение лабиринта в центре сада явилось занимательным применением этого западноевропейского элемента в русских садах. При создании садов Алексей Михайлович повелел воеводам разных областей собирать лекарственные растения в виде особенной подати и присылать ко Двору. Поэтому указа, привозили и присылали в Москву, для царского обихода различные растения: к примеру, солодку обнажённую (солодковый корень) из Поволжья и Астрахани, бадьян – из Сибири, ревень – из Болгарии. Помимо этого, в сохранившихся материалах упоминаются васильки, розмарин, гвоздика, майоран, шиповник, пиретрум, пестролистный молочай и т.д. Имеется кроме этого указание о кувшинках, каковые надлежало добывать в реках под Москвой и пересаживать в новые сады. В Кремлевских садах выращивали фруктовые деревья, ягодные кусты, лекарственные травы, овощи. В 1682 г. в том месте уже были арбузы и виноград, шиповник и грецкие орехи. Главные приемы планировки усадьбы в допетровский период:
- регулярность несложных по плану композиций, сложный геометрический рисунок, подчеркивающие декоративные возможности растений во всем разнообразии их форм, окрасок, запахов;
- сочетание утилитарного назначения с художественными задачами;
- единая композиция растений, без неестественного размежевания декоративных, овощных и плодовых растений; чередование лекарственных, ароматических трав с плодово-ягодными, огородами и декоративными насаждениями;
- красивое сочетание регулярной планировки отдельных частей усадьбы с природой в зависимости от изюминок рельефа и раскрывающегося ландшафта;
- придание всему ансамблю необычного “сельского” вида за счет размещения основных построек не по центральной оси симметрии усадьбы;
- отсутствие единого ансамбля в размещении садов в усадьбе и в сочетании с архитектурным планом;
- разбивка садов в виде отдельных вкраплений в нетронутый лесной массив с соблюдением в каждого сада регулярной планировки;
- ограждение садов-огородов живой изгородью, частоколом для придания им замкнутого характера;
- широкое применение дерева в “малых формах” (“теремах”, оградах и т.п.);
- броская цветовая насыщенность.
Главные приемы композиции русских садов-огородов XVI-XVII вв. не утратили собственного значения и в последующий исторический период – правление Петра I, что характеризовался необычайным подъемом садово-паркового мастерства. Петр I вычислял нужным разводить в Санкт-Петербурге и его окрестностях сады, цветники, огороды. Фото Антона Папкова На смену только утилитарному садоводству пришло строительство садов и парков, украшаемых сперва в регулярном (французском), после этого в пейзажном (британском) стиле. Строгую уравновешенность элементов Потешного, Просяного, Виноградного и др. садов поменяла асимметричность композиций с направленностью в сторону водных пространств и открытием дальних пейзажных видов. Возросли размеры садово-огородных ансамблей. Наряду с этим богатое оформление взяли не только царские, но и маленькие пригородные и загородные дворянские усадьбы. Сложные подробности регулярного стиля (зеленые стриженые стенки, крытые аллеи, фонтаны, пруды, причудливые партеры) составляли необходимую принадлежность каждой усадьбы а также простые приусадебные участки превращали в настоящие произведения искусств. В усадьбах XVIII в. сады-огороды уже часто разделяли на две части: парадную для развлечения, отдыха и хозяйственную. Во второй громадное внимание уделялось разведению огородов. В регулярных садах прямоугольной формы, окаймленных стрижеными зелеными стенками, под огород применяли внутреннее пространство боскетов. Довольно часто в центре каждого сада размешался цветник, что время от времени заменяли водоемом. В 1714 г. в Санкт-Петербурге на Вороньем острове Петром I был основан аптекарский огород в регулярном стиле с разбивкой на последовательность прямоугольных участков. В нем выращивалось до 300 видов лекарственных трав, которыми снабжали аптеки. Данный огород был открыт не каждому, а лишь тем, кто занимался ботаникой, медициной и в первый раз имел только научное значение. За относительно маленький срок тут была создана полезнейшая коллекция древесных, лекарственных трав и кустарниковых пород. Чужестранцы, осматривающие аптекарский огород, отмечали, что уже в 30-х годах по достатку видового состава он превосходил подобные сады в европейских государствах. Позднее аптекарский огород был преобразован в Петербургский ботанический сад. Пристрастие царя к нужным растениям проявилось и в его прибалтийских усадьбах. Так, к примеру, как мы знаем, что в Петергольме (1720-1721 гг.) выращивалось много ароматических и лекарственных трав, а “кухонный” огород занимал большую площадь хозяйственной части усадьбы. Главные приемы планировки усадьбы при Петре I:
- сохранение регулярности композиций, разбивка территории на прямоугольные и квадратные участки в сочетании со свободной пейзажной планировкой;
- отведение красоте природного пейзажа ведущей роли в общем композиционном ответе усадьбы;
- перестановка партера на второй план;
- сочетание утилитарных целей с художественными задачами;
- наличие единого ансамбля, подчиненного главному сооружению – барскому дому, занимающему центральное положение на основной оси усадьбы;
- усложнение и размах пространственного композиционного ответа;
- более шикарное убранство садов-огородов прежде всего за счет введения эффектных водных элементов (фонтанов, каскадов, водоемов), и газонов;
- сохранение замкнутости огорода, довольно часто за счет формованной живой изгороди; применение под огороды внутреннего пространства боскетов;
- большой художественный уровень устройства элементов усадьбы;
- разделение усадьбы на две части: парадную и хозяйственную.
В помещичьей усадьбе XIX в. сохранялось классическое соединение утилитарных и эстетических функций. цветы и Овощи – красоты и сочетание практичности создавало неповторимый колорит русской усадьбы этого времени! Различие между усадьбами XVII-XVIII и XIX вв. было в том, что “сперва декоративный элемент был как бы вкраплением в неспециализированный хозяйственный “фон”, а позднее, наоборот, отдельные утилитарные элементы включались в неспециализированный ансамбль усадьбы, строящейся по законам художественной композиции. Затейливые беседки –“чердаки” среди плодовых деревьев, яблони в боскетах Царского Села, ягодные кустарники, овощные грядки в регулярных партерах, сложный декоративный рисунок аптекарских огородов… — все это предметы давешних традиций, сложившихся ещё в монастырях и боярских вотчинах и связанных с эстетическим осмыслением утилитарных функций сада” (Вергунов, 1988). Социалистический период хозяйствования ХХ столетия характеризовался резким разграничением посадок на декоративные и хозяйственные, которое, первым делом, прослеживалось в сельском подворье. Большую часть площади в нем занимал огород. Причем с ростом экономической нестабильности в стране его площадь все более расширялась, вытесняя декоративные растения. В связи с потребностью в большом урожае главных овощных культур, размещение растений основывалось на агротехнических требованиях и было лишено какой бы то ни было декоративности. С массовым получением земельных участков в конце ХХ столетия, возможностями и желанием обладателей устроить усадьбу по собственному вкусу возрастает интерес к растительному оформлению и архитектуре строений. У некоторых хозяев отпадает необходимость в громадном огороде, у других площадь выясняется недостаточной для отведения под огород, сад, цветники либо другие элементы озеленения отдельных участков. Исходя из этого неслучайно оживает тенденция смешанных посадок и на первый замысел снова выходит декоративное размещение растений. Статья размещена в разделах: декоративный огород, истории, грядки и огород, статьи
Декоративный огород Выпуск 8
Декоративный огород . Выпуск 1.
Занимательные заметки:
- Волшебство цвета и цветов. все краски сада для самочувствия и хорошего настроения
- 10 Уникальных рецептов рыбных блюд на открытом огне
- Как обезопасисть дом от жары
- Принцесса убежала, подводные кошки и день отдыха
Подобранные по важим запросам, релевантные статьи:
-
Декоративный огород в дизайне вашего сада
Обладатели дачных участков заключили , что выращивание овощей в громадных количествах на собственных дачных участках не имеет смысла. средства и Силы…
-
Смесь декоративного и деревенского стилей огорода
Сельское хозяйство, в частности огород и сад – это источник здоровой пищи всей земли. Показатель развития данной отрасли имеет яркое отношение…
-
Вправду, утилитарный взор на огород приучил нас к его неброскому виду, над которым вспоминают не довольно часто. Мы привыкли к однообразным последовательностям…
-
Сезонные работы в саду и огороде: вторая семь дней января
Начало января – хорошее время чтобы создать концепцию собственной дачи (в случае если такой до сих пор нет). Пока не закончено неспешное время…
-
огород и Наш сад, советы по планировке
Как оформить огород и наш сад, дабы на участке было красиво, эстетично, и в также время произрастало всё нужное из овощей фруктов и цветов? Для…
-
Большое количество статей посвящено сочетанию растений декоративного огорода, не смотря на то, что для нас значительно ответственнее, как огород будет смотреться БЕЗ растений. Неряшливые борта…